Сергей Саава (saavas) wrote,
Сергей Саава
saavas

Социоэволюция

Начать разговор о новом обществе хочу с важного замечания: в последний раз революционным путем действительно новое общество появлялось 100 лет назад – в 1917 году. Все остальные революции, в том числе недавние цветные – это просто смена власти в рамках одного общественного формата, ничего принципиально нового они не несли. Те же, кто внимательно изучал события после октябрьской революции 17-го года, не могли не отметить метания, которые совершала новая власть в поисках адекватного экономического механизма.

Что совсем неудивительно. Если разработка любой новой модели в промышленности проходит обязательные этапы проектирования, построения образца, его опытной эксплуатации и лишь потом по результатам испытаний принимается решение о запуске модели в серию, то почему в области общественного строительства должно быть по-другому? Думаю, проблемы с новым обществом намного сложнее и глобальнее, чем с новой техникой, и этап проектирования, построения необходимых компонентов (в данном случае общественных институтов) и обкатки модели (да-да, я сторонник обкатать идеи в каких-то небольших странах, возможно в разных вариантах) должен занять еще больше времени и сил. Поэтому, друзья, давайте забудем о захвате власти, о Путине, Думе и политических партиях – нам это не актуально. И займемся постановкой задач, проектированием и запуском отдельных элементов нового общества, без которых оно никогда не заработает, независимо от власти.

В данном разделе я постараюсь выписать все задачи и проблемы, решение которых считаю нужным отнести к первой очереди, без них конструкция нового общества будет нежизнеспособной. Нумерация внутри раздела будет порядковой – никакого дополнительно приоритета она не означает.

Теперь давайте вернемся к первой главе – понятию прогресса. Там мы говорили о приоритете задачи развития общества (социо-эволюции). Первое, с чем нужно определиться – что мы понимаем под социо-эволюцией.
Думаю, что общество – это прежде всего связи между отдельными людьми, их устойчивость, разнообразие и насыщенность. Эти связи есть и в существующих обществах, поэтому в качестве отправной точки можно проанализировать, что мы имеем. Для такого анализа я разделил связи на три типа по принципу «дальности» действия:

1) Ближние связи – семья (родственные связи). Этот тип связи имеет очевидную биологическую природу (близость ДНК). В живых организмах природой заложено стремление максимально распространять свою ДНК – и нужно признать, что борьба особей с окружающей средой за выживание и с другими особями за ограниченные ресурсы стала движущей силой эволюции. Сейчас в человеческом обществе накал борьбы спал и оно в основном безразлично относится к количеству детей в семье, полагая это личным делом граждан, хотя и существуют программы поддержки многодетных семей. В основе поддержки лежат главным образом стремление к росту населения страны в целях экстенсивного роста экономики и амбиции политического руководства. В целом же бытовые возможности современной семьи позволяют иметь множество детей – вплоть до десятков, и некоторые этим пользуются. Сдерживающим фактором служит необходимость обеспечения потомства определенным «стартовым капиталом» для поддержания общественно приемлемого уровня жизни и самооценки детей, но не всех этот фактор останавливает. Если уж речь зашла о количестве детей, думаю, пока мы не располагаем достоверной информацией о «качестве» того или иного ДНК, будет правильным поддерживать максимальное его разнообразие. Для этого наибольшую поддержку общество должно оказывать семьям с «целевым» количеством детей – например, нормой должно стать 2 или 3 ребенка (не думаю, что человечество сейчас нуждается в быстром росте). Меньше или больше – поддержка снижается, становясь отрицательной по мере удаления от нормы.
Важность семейных связей была очень высока на ранних стадиях развития человечества, когда конкуренция шла на уровне выживания и войн между племенами/семьями, а ресурсы для недееспособных членов (включая стариков и больных) приходилось отбирать у здоровых. Понятно, что для подобного альтруизма должны были быть веские основания, и главным было кровное родство. В настоящее время вопрос физического выживания потомства не стоит, но семейные связи оказались весьма кстати в бизнесе - на этапе раннего капитализма небольшие семейные предприятия составляли основу многих экономик. Так историческая конкуренция между семьями перешла в экономическую форму и поддерживала значимость этого типа связей. По мере роста масштабов производства и размера компаний значение семейного бизнеса снижалось, и сейчас можно констатировать ослабление как связей данного типа в обществе, так и их важности.

2) Дальние связи. Этот тип связи представлен идеологиями, которые могут связывать между собой людей как внутри страны (национальные идеи), так и в разных странах (различные религии). Свои соображения по религии я уже излагал, тогда же отметил чрезвычайную важность моральных ориентиров, которые религии обычно несут. Без подобных ориентиров общество будет недееспособно до такой степени, что просто развалится и превратится в набор индивидуумов, автономно проживающих на определенной территории и контактирующих исключительно по мере физической необходимости (к чему мы сейчас успешно движемся). Поскольку развитие науки серьезно поколебало базу, на которой строились старые религии (веру в сверхъестественное), первая задача на повестке дня – создание новой идеологии. Частично эту задачу выполняет тот набор идей, на котором будет строиться новое общество, но это лишь один из компонентов. Другие - система воспитания, формирования воли, моральные принципы – нуждаются в разработке. Очень надеюсь, что репрессии, которыми обычно отмечаются все идеологии/религии - что коммунистического режима, что христианства в средние века, что ислама на территории современного ИГИЛ – не являются их неотъемлемой частью.

3) Средние связи. В моем понимании средние связи – это круг людей, контакт с которыми происходит на постоянной основе. В основном он охватывает две группы – работу и место проживания. Как правило, такие контакты не несут в себе никакого положительного содержания для общества – если завтра соседи поменяются, моя жизнь в большинстве случаев от этого не изменится – разве что старые или новые окажутся слишком шумными. То же самое обычно можно сказать и про работу. Ответ на то, как сделать эти контакты именно связями, мы находим в системе кайдзен – только вовлеченность в позитивный, созидательный процесс формирует настоящее чувство коллектива, чувство локтя (впрочем, и в нашей истории были периоды позитивного строительства, например, в районе 60-х годов прошлого века, когда СССР лидировал в космической гонке). Созидательные процессы свойственны прежде всего производственным компаниям, поэтому, несмотря на все проблемы с конкуренцией, производство должно занимать значительную долю в структуре занятости и ВВП. С условием, конечно, формирования на предприятиях необходимой атмосферы.
Другим форматом организаций, способствующих установлению средних связей, могут быть социальные и общественные объединения (типа политических партий и инициативных групп). Партии, представленные в Думе, выродились, правда, в паразитические организации, но можно привести немало и других примеров, когда партии организуются на действительно идейной основе. В определенной степени и ЖЖ, группируя читателей (и комментаторов) вокруг активных блоггеров, формирует общественные связи, хотя и довольно слабые. В других странах, например в Италии, средние связи создавались союзами промышленников (мелкий семейный бизнес нуждался в объединении в профессиональные ассоциации для выхода на внешние рынки). Попытки учреждения подобных организаций сверху (типа профсоюзов в СССР) приводят к рождению бюрократических структур и общественного значения не имеют.
Относительная неразвитость в России организаций с функциями средних связей ставит вторую задачу на пути построения нового общества: необходимо искать форматы и создавать эти организации. Фактором, способствующим решению этой задачи, можно признать рост благосостояния членов общества. Средняя продолжительность рабочей недели постепенно снижается, появляется резерв времени для участия в подобных проектах. Отмечу, что в общем случае такое участие не предполагает материальной компенсации, т.е. имеет форму альтруизма. В качестве одной из конечных задач формирования сети средних связей хочу отметить необходимость создания гражданского противовеса государственным структурам – так называемого «гражданского общества».

Tags: Новое общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment