Сергей Саава (saavas) wrote,
Сергей Саава
saavas

Эффективность управления

В необходимости бесконечного наращивания эффективности производства у меня есть определенные сомнения. Если мы согласны с утверждением, что потребности первого уровня ограничены, а материальное удовлетворение потребностей второго уровня - напрасный расход ресурсов, то благосостояние должно выходить на насыщение. За ним неминуемо последует сокращение занятости и рост свободного времени населения. В то же время, как справедливо отмечается в материале, который опубликовал у себя в блоге уважаемый ray_idaho: Матрица наступает на США - избыток свободного времени приводит к злоупотреблению наркотиками и алкоголем, совершению мелких преступлений.
С другой стороны, эта проблема стала актуальной в США. В России уровень благосостояния существенно ниже, и пока мы можем, не забегая в далекое будущее, принять за аксиому, что эффективность экономики необходимо повышать.


В свете изложенных ранее материалов повышение эффективности экономики сводится к ряду совершенно очевидных шагов. Необходимо:

1) Научиться измерять эффективность деятельности различных организаций. Безусловно начинать необходимо с исследования эффективности лишь частных коммерческих компаний, вовлеченных в рыночную конкурентную борьбу. Это связано со спецификой определения их эффективности – фактически она происходит в два этапа. На первом потребитель оценивает результат деятельности компании, покупая или не покупая ее продукцию, т.е. проводя оценку соотношения ее потребительских свойств и цены по сравнению с конкурентами. Этот этап крайне важен и в целом объективен, так как работает система коллективного принятия решений (хотя она и не идеальна). На втором этапе уже некая специализированная структура оценивает эффективность управления и «привязывает» его к тому или иному руководителю или команде – в конечном итоге нас интересует именно персональная эффективность.

2) Распространить самые эффективные методики на всю экономику. Для этого:
a) Зона ответственности управленцев, доказавших свою эффективность, должна расширяться. На практике это означает их переход на управляющие позиции в более крупные компании или в сектора, где оценка эффективности затруднена, например, в госсектор или госуправление.
b) Положительный опыт должен анализироваться с последующим обучением управляющих других компаний. Стимулом к освоению передового опыта может быть, например, понижение в должности для аутсайдеров.

Теоретически аналогичную задачу в рыночной экономике решает (или должна решать) акционерная форма собственности, однако на данном этапе развития уже определились все ее несовершенства: а) информация об эффективности позволяет заработать на фондовом рынке, поэтому наличествует масса стимулов ее искажать в интересах личной выгоды, б) на цену акций влияет общая специфика рынков с их неустойчивостью равновесных состояний, в) методики оценки эффективности предприятий первичны, цена акций здесь вторична – нам ничто не мешает использовать эти методики вне фондового рынка. Иными словами, еще неизвестно, чего от фондового рынка больше – вреда или пользы, я вот с учетом всех побочных эффектов склоняюсь к мнению, что вреда.
Помимо вышеизложенного, в рыночной экономике отсутствуют стимулы быстрого распространения эффективных практик. Наоборот, лидерам рынка невыгодно их распространение и они постараются эти практики оставить в секрете.

Возвращаясь к шагам построения нового общества, можно поставить Задачу 3создание общенациональной базы данных с информацией об эффективности управленцев (БДЭф).
Поскольку эта задача была для меня очевидна уже несколько месяцев назад, я решил не ограничиваться только заметками в ЖЖ, но и начать предпринимать какие-то практические шаги. Я оформил ее как проект и послал в Агентство стратегических инициатив – есть такая госконтора, цель деятельности которой видна из названия. АСИ после пары месяцев изучения проекта вполне ожидаемо ответило отказом, я же, чтобы не повторяться, приведу здесь описание проекта в той редакции, что сохранил у себя на компьютере.

Описание проблемы
1. Современному руководителю приходится решать ряд совершенно различных задач: заниматься текущим (процессным) управлением, планировать и достигать поставленных целей, решать незапланированные (авральные) проблемы. Причем в последнем случае выбор решения производится, как правило, в условиях неполноты информации и дефицита времени. Поэтому при подборе на управленческие позиции такие методики, как собеседования, квалификационные экзамены и кейсы не дадут реального представления о способностях кандидатов. Строчки в резюме об опыте работы ничего не говорят об эффективности кандидата, перечисленные им заслуги могут оказаться сильно преувеличенными, а рекомендательные письма не обременяют их подписантов никакой ответственностью и тоже могут преподносить информацию однобоко. Поэтому зачастую бытует мнение, что тот или иной управленец был назначен исключительно по мотиву личной преданности или родственных связей.
2. Действующие руководители со временем начинают привыкать к сложившемуся положению дел, что с одной стороны приводит их к ощущению собственной незаменимости и завышению зарплатных требований, с другой – снижает их мотивацию принимать решения, несущие определенный риск, что приводит организацию к застою. В ситуации, когда у собственника бизнеса есть возможность выбора из более эффективных претендентов, любому руководителю нужно постоянно доказывать свою ценность для организации, что будет мотивировать его работать без снижения отдачи.

Предлагаемая методика
Наиболее важным и объективным критерием эффективности руководителя служат результаты деятельности возглавляемой им организации. В свою очередь, основным показателем успешности предприятия служит размер полученной прибыли (рентабельность). Вместе с тем необходимо учитывать конфликт между текущей и будущей прибылью, общеэкономические условия, отраслевую и региональную специфику, социальные эффекты деятельности предприятия и многие другие параметры, что делает задачу объективной оценки весьма непростой задачей.
С другой стороны, использование объективных критериев позволит полностью избежать влияния субъективных оценок, таких как опросы или мнение экспертов, так как использование подобных оценок неизбежно дает возможность манипулировать результатом.
В ситуациях, когда результат нельзя однозначно отнести в заслугу того или иного руководителя, можно говорить об управленческих командах, и оценивать именно командные результаты
Помимо интегрального критерия эффективности возможно введение понятия «специализации» управленческой команды, например, одни будут более успешны во внутренней оптимизации предприятий, другие – в изменении рыночной ориентации и выводе на рынок новых продуктов и т.д. При таком подходе «заказчик» (к примеру, собственник бизнеса) может подбирать управленческий персонал с учетом конкретных задач, стоящих перед его организацией.

Краткий план действий. Сроки и финансирование
Этап 1. Разработка методологии оценки. Требуется участие одной или нескольких крупных компаний для отработки базовой методики и разработки технического задания на построение базы данных. Финансирование не требуется. Длительность этапа – от 3 до 6 месяцев.
Этап 2. Построение базы данных на основе выработанных методик. Разработка схемы доступа к базе и расширение информационного покрытия на новые компании. Потребности в финансировании будут определены исходя из требований к ПО. Ориентировочная длительность этапа – от 6 до 12 месяцев.
Этап 3. Вывод на рынок. На этом этапе продолжится наполнение базы данных информацией за счет расширения списка компаний-участников проекта, адаптация методики к новым отраслям и локациям. Накопление критической массы информации совместно с подтвержденными данными об успешности назначений управленцев, сделанных на основе разработанной методики, позволит распространить ее на частный бизнес, но уже на платной основе. Вместе с тем данный проект не имеет целью получение прибыли, так как основной его задачей является улучшение эффективности предприятий народного хозяйства.


Задача естественно остается актуальной, к тому же в перспективе предполагается и финансовая отдача (которую я скромно не стал выпячивать в своем описании проекта). Посему обращаюсь к читателям с просьбой, если у кого-то есть интерес или возможность поучаствовать, сообщить об этом в личку. На первом этапе можно обойтись без оценки личной эффективности  управленцев – сравнить между собой по эффективности разные компании тоже весьма непростая задача. Информации для начала работы достаточно в открытом доступе.
С появлением БДЭф отпадут все вопросы с назначением руководителей крупных госкомпаний и госучреждений, вплоть до министров. Возможности для премиального паразитизма сильно сократятся. Потом можно распространить оценку эффективности и на властные структуры – я знакомился с методикой составления рейтинга губернаторов и ничего, кроме безграничных возможностей манипулирования, в ней не увидел.

Хочу обратить внимание на полезность потребительского выбора как значимого элемента механизма саморегулирования общества. Вся конструкция оценки эффективности, изложенная выше, базируется на потребительском выборе. Заглядывая чуть дальше, можно наметить «генеральную линию партии» - все услуги, которые можно продавать, нужно продавать. Например, образование. Понятно, почему оно сделано бесплатным – образование должно быть общедоступным. Только на сегодня мы имеем возможности по организации учета финансовых средств, несопоставимые с теми, что были сто лет назад, когда всеобщее бесплатное образование было просто гигантским скачком в развитии общества. Есть уже опробованный механизм – материнский капитал, почему не использовать аналоги в образовании? Давайте зачислим стоимость образования на счет каждого ученика (с возможностью использования только на оплату обучения) и дадим ему (родителям) право выбора школы. Получим отличный механизм конкуренции среди школ. Медицина – годовой бюджет на финансирование здравоохранения распределяем по счетам каждого дееспособного гражданина вместе с правом потратить его на медицину или на профилактику болезней – например, на фитнес или санаторий. Остался неизрасходованный остаток – право перечислить на другой аналогичный счет – родным или незнакомым в качестве благотворительности. В обществе налаживаются новые связи и стимулируется альтруистическое поведение. Или копи на черный день.

Tags: Новое общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments