Сергей Саава (saavas) wrote,
Сергей Саава
saavas

4.3. Устойчивость власти. Древний Рим

За тысячу лет своей истории Римское государство эволюционировало от общины к республике и далее к империи, в то время как в экономике можно отметить вполне развитую рыночную систему и даже элементы коммунизма. Ввиду сложности темы помимо упомянутой выше работы Д. Аджемоглу и Д. Робинсона дополнительным источником информации стала книга А. X. М. Джонса Гибель античного мира.

Итак, пример 2. Древний Рим. Эволюция демократии.
По сути, Рим изначально представлял собой ту самую группу воинов, которая выбрала своей эволюционной нишей покорение соседних городов. Однако противостоять ему пришлось не только своим соседям-латинам, но и гораздо более сильным соперникам, таким как Карфаген, эллинская Великая Греция и северные галлы. Стратегия, которая привела к победе в таких условиях, состояла не в открытом паразитировании на соседях, а в создании военных союзов и установлении своей власти в тех городах, которые отказались подчиниться. Впоследствии такая же политика была реализована на всех захваченных Римом территориях: побежденные платили налог в казну, размер которого был вполне умеренным, и несли обязательства по выставлению определенного размера войска для защиты границ империи. Взамен жители провинций получили избавление от бесконечных междоусобных войн, римскую систему управления и римские законы, что по тем временам было существенным прогрессом, а в 212 году - и римское гражданство. Римская империя представляла собой и первый вариант «общего рынка», своего рода античный ЕС, что, несомненно, было выгодно для производителей и торговцев. Невероятный рост территории государства от размеров античного города до империи, охватывающей всё Средиземноморское побережье и половину Западной Европы, не мог не сопровождаться изменением всех управляющих и политических структур. Именно эти изменения интересуют нас в первую очередь.

Первоначально Рим копировал греческую модель государства-полиса с республиканским правлением. Граждане были между собой равноправны, сословных различий не наблюдалось. Институт государственного устройства опирался только на граждан, начиная от принятия общих решений и заканчивая поголовной обязанность службы. Во главе города стоял царь, но он мог лишь применять законы, а не изменять их. Царь имел право и был обязан назначить своего преемника. Не реже двух раз в год царь созывал народное собрание. На них народ только давал согласие на предложения царя или отвергал их. Решались вопросы войны и изменения в законодательстве. Был в Риме и постоянно действующий представительный орган – сенат. В Риме с древности считалось существование 100 семей (родов), то и сенаторов было тоже 100 (впоследствии это число увеличилось до 300, потом до 600). Сенат состоял из старейшин, или отцов родов. Сенат являлся сотрудником царя, из его среды царь преимущественно выбирал своих непосредственных помощников. Главное назначение сената состояло в том, что он был охранителем законности от царя и общины. Сенат мог отказать в утверждении всякому постановлению общины. У царей, следовательно, возникла необходимость узнать предварительное мнение сената по какому-либо вопросу.

Республика в Древнем Риме была учреждена в 510 году до н. э., когда граждане свергли последнего римского царя Луция Тарквиния. Законодательная власть полностью перешла Сенату, а город стал управляться магистратами (чиновниками), которые переизбирались ежегодно. Такой порядок снижал возможность злоупотреблений и того, что власть будет сосредоточена в одних руках. В результате завоеваний соседних территорий и покорения (или включения в число союзников) проживающих там племён население Рима как столичного города стало быстро расти. Пришлое население не пользовалось политическими правами и получило название плебс (что-то типа «понаехавшие»), в отличие от коренных римлян - патрициев. Патриции были освобождены от налогов (плебеи были налогообязанны), кроме того, имели исключительное право пользования общественной землей.
Как видим, демократия в Древнем Риме была весьма ограниченной, но по мере роста численности плебеев последние нашли способ бороться за свои права, устроив несколько сецессий (лат. secessio, от secedo — «ухожу») - своеобразных забастовок, во время которых горожане, в том числе и солдаты, демонстративно покидали город, отказываясь сотрудничать с патрицианскими магистратами, пока их требования не будут удовлетворены. Понятно, что подобная угроза становилась особенно серьезной во время войн.

В результате простые граждане добились появления собственного органа самоуправления — народного собрания, которое избирало трибуна (представителя плебса), обладавшего правом вето в отношении решений магистратов, а также правом законодательной инициативы. Неприкосновенность личности и прав трибунов была признана не сразу; тогда плебеи обязались за себя и за своих потомков наказывать смертью всякого, кто оскорбит их избранников или будет препятствовать их действиям, направленным в защиту плебса. Убиение виновных в посягательстве против трибунов не считалось преступным, а напротив, обязательным, истекающим из указанной клятвы (то есть фактически плебс обладал как законодательной властью, так и правом силового воздействия на нарушителей закона – того права, которое в современных обществах монопольно принадлежит государству). Постепенно значение должности трибуна повышалось, они стали магистратами римского народа, и притом высшими. Они получили доступ в сенат и право говорить в нём, даже созывать его. Из защитников отдельных лиц и одного сословия трибуны обратились в избранников народа, блюстителей его интересов, охранителей его прав и достоинства; они стали главным органом прогрессивного демократического законодательства. Законодательство сосредоточивается с тех пор главным образом в руках трибунов.
Тем временем к 268 году до н.э. Рим окончательно завоевывает Италию и начинает экспансию по Средиземноморью. После трех пунических войн Карфаген пал и был разрушен (146 год до н.э.).

Богатства потекли в Вечный город рекой. Однако плоды изобилия доставались в основном немногочисленным патрицианским семьям, а пропасть неравенства между богатыми и бедными постоянно расширялась. К тому же источником богатства сенаторов был не только контроль над прибыльными провинциями, но и крупные поместья по всей Италии. В этих поместьях работали рабы, часто из числа военнопленных, захваченных в войнах, которые вел Рим. При этом важно понимать, откуда взялись эти поместья. Армия Рима времен республики состояла из солдат-граждан, в основном мелких землевладельцев, сначала из самого Рима, а затем и из других областей Италии. При необходимости они отправлялись на войну, а затем снова возвращались на свою землю. По мере того как римская держава расширялась, а войны становились все более продолжительными, эта модель работала все хуже. Солдаты не могли вернуться к своей земле в течение нескольких лет, в результате чего их хозяйства приходили в упадок, а их семьи погружались в пучину долгов и оказывались на грани разорения и голода. Многие из них были вынуждены бросать свои участки, и те со временем присоединялись к поместьям сенаторов. По мере того как класс сенаторов становился все богаче и богаче, в Риме концентрировались огромные массы безземельных граждан (часто это были ветераны, уволенные из армии). Поскольку у них больше не было земли, на которую можно было бы вернуться, они искали пропитания в Риме. Имущественное расслоение общества изменило и классовые границы – водораздел между плебеями и патрициями стал пролегать не по родовому принципу, а по размеру богатства (естественно, плебеями считались все «недостаточно» богатые граждане).

Разрешить накопленные проблемы попытался трибун Тиберий Гракх. Предложенная им реформа предполагала ограничение размеров участков общественной земли, переданных в одни руки (в Риме она сдавалась в аренду частным лицам, и подавляющая её часть сосредоточилась в руках богатейших семей). Высвобожденная таким образом земля предназначалась для наделения безземельных граждан. Так как на многие участки владельцами были затрачены большие капиталы — для построек, орошения и т. п., проект Тиберия нарушал их интересы и потому встретил сильное противодействие со стороны сената. Настолько сильное, что толпа сенаторов, решившихся «спасти республику», напала на Тиберия и его приверженцев, и он был убит.
Десять лет спустя сделался трибуном брат Тиберия, Гай. Он попытался продолжить реформы, среди его предложений можно отметить проект системы новых дорог, который предоставлял в распоряжение Гракха, как строителя, громадные денежные средства и давал ему возможность применять вдоль новых дорог его аграрный закон и создавать новые поселения Римских граждан в Италии. Ещё далее шёл его закон об основании 12 римских колоний в провинции. В Италии больше не было свободной земли. Между тем западные и южные провинции нуждались в римских колонистах, и было вполне разумным выделить средства на переселение безземельных римлян на новые земли. Но самым революционным был закон, предоставлявший римским гражданам право платить за хлеб из общественных магазинов полцены. Поскольку все эти законы прямо затрагивали вопросы распоряжения общественными финансами, сенат им воспротивился, а вскоре был убит и Гай.

К концу II века до н. э. ситуация достигла точки кипения — разрыв между богатыми и бедными достиг небывалого уровня, а в Риме скопилось множество недовольных граждан, в любую минуту готовых взбунтоваться и растерзать патрицианскую аристократию. В течение последующего столетия напряжение, тлевшее в обществе, не раз прорывалось наружу — в частности, во время Первой и Второй гражданских войн (88-87, 83-82 гг. до н. э.). Луций Корнелий Сулла, агрессивный защитник интересов сенаторов, не только подавил любые попытки политических реформ, но и серьезно урезал полномочия плебейского трибуна.

Вскоре в борьбу двух групп за власть вмешалась третья сторона. Юлий Цезарь, получивший должность губернатора Галлии (на тот момент провинция занимала южную часть сегодняшней Франции), за восемь лет полностью завоевал всю Францию, Бельгию, совершил походы через Ла-Манш в Британию и через Рейн. В Галлии Цезарь показал себя великим полководцем и организатором; он создал независимую от сената армию и не желал, возвеличив Рим своими победами и завоеваниями, явиться туда простым гражданином, принужденным искать милости сената (срок полномочий Цезаря истекал). Поэтому он хотел заочно добиться нового консульства, чтобы иметь неприкосновенность против возможных обвинений. Когда этот вопрос, после двухлетней борьбы, был решён против Цезаря, последний около 10 января 49 до н. э. с закаленным в боях войском перешёл через Рубикон, пограничную речку, отделявшую Цизальпинскую Галлию от тогдашней Италии.
Цезарь без труда взял Рим. Он не тронул старую систему власти, но совместил должности первого сенатора (принцепса) и трибуна, что по римским законам было недопустимо. Цезарь пополнил сенат и формально сохранил за ним прежнее положение; но, вопреки традиции, он включил в его состав многих из своих офицеров, не занимавших магистратур, и даже таких, которые были родом из Галлии. Он пользовался сенатом как своим орудием, делал, например, распоряжения от имени сената без его ведома.
Зато он позаботился об экономических интересах римского народа: продолжил раздачу хлеба, но уменьшил число получающих его до 150000, сделав из них постоянных государственных пенсионеров. Колонизационный вопрос он разрешил в грандиозных размерах и вывел 80000 колонистов в провинции, населив ими вновь Карфаген и Коринф, разрушенные за 100 лет перед тем. При Цезаре провинции впервые в римской истории становятся предметом государственной заботы. Закон Юлия вводит строгую отчётность в управление провинцией. Подготовляется систематическое слияние провинции с Римом; целые города или области получают или непосредственно право римского гражданства, или, как переходную ступень, латинское право; целый полк, навербованный из галлов, пожалован за храбрость римским гражданством; провинциалы становятся сенаторами и консулами. В политике Цезаря по отношению к провинциалам проявляется не только внимание к ним и благодарность за оказанные услуги, но и общая мысль о единстве государства и о его благосостоянии.

Несмотря на все заслуги и победы Цезаря, он был убит недовольными сенаторами во главе с Брутом и Кассием в 44 году до н. э., но Римская республика уже перестала существовать в прежнем виде. После очередной гражданской войны власть перешла к Октавиану, который управлял Римом единолично, и его правление продолжалось в течение следующих 45 лет. Октавиан взял себе имя Цезаря Августа и стал первым римским императором, хотя сам он предпочитал именоваться принцепсом — «первый среди равных» [в Сенате]. Следующие пять веков существования Рим был империей с абсолютистской формой правления.

О чём говорит нам история эволюции Римской демократии? На первый взгляд, перед нами опять разворачивается процесс концентрации власти, так что абсолютизм выглядит положением устойчивого равновесия, а демократия – нет. Но тут необходимо учитывать, что Римское общество само не оставалось в равновесии – оно резко расширилось как территориально, так и по населению, к тому же активно шли процессы имущественного расслоения. В таких условиях политические механизмы должны были обязательно изменяться, адаптируясь к новой ситуации. Как мы видим, адаптация действительно происходила, причём носила волнообразный характер. Вначале сенат из органа, представляющего интересы народа, трансформировался в орган, отстаивающий интересы коренных римлян. Здесь очевидна попытка сплоченной группы защитить свои интересы, и это процесс концентрации власти. Но плебеи не стали мириться со своим бесправием и, задействовав организованность и силу, добились участия в политике посредством трибунов. Маятник власти качнулся назад – к децентрализации. Новые возможности концентрации власти появились с имущественным расслоением, и богатейшая верхушка ими воспользовалась. На этот раз народ ничего противопоставить не смог.

Отсюда можно вывести важнейшее условие получения политической власти: она не достается сама по себе, за неё нужно сражаться. Общество никогда не будет однородным, всегда будут возникать группы с различными, часто противоположными интересами. Чтобы успешно противостоять другим, группа должна быть а) достаточно организованной, и б) иметь необходимый силовой ресурс (или материальный, который с легкостью конвертируется в силовой). Из последнего следует, что группа должна быть достаточно многочисленной.
Плебс, пока составлял основу Римской армии, был достаточно организован и имел силовые рычаги; перемещение военных действий в отдаленные территории потребовало создания профессиональной армии и лишило простых жителей Рима возможности использовать военную силу. Сенат имел достаточно влияния, чтобы победить плебс и его трибунов, но столкнувшись с организованной и независимой силой в лице армии Юлия Цезаря, вынужден был отступить. Следовательно, рецепт противостояния концентрации власти – разбить общество на примерно равные по силе (или имущественному состоянию) группы, каждая из которых будет вынуждена считаться с остальными. Как только сила (военная или финансовая) концентрируется в одних руках – ждите той или иной формы абсолютизма.

Второй урок, который очевидно следует из истории Римской Республики – орган власти, вставший на защиту групповых интересов (Сенат), уже не может сойти с пути концентрации власти и защиты интересов всё меньшей части общества. В итоге он будет представлять лишь интересы узкой богатой прослойки (так называемой «элиты»), и станет самым реакционным из органов власти. Что и понятно: элита уже находится на вершине шкалы богатства, никакие изменения ей не нужны. В этом плане личная власть императора оказалась в целом более прогрессивной: императоры обычно представляли интересы того класса, выходцами которого они являлись. Поскольку система власти не была наследственной, на высшем посту достаточно часто оказывались опытные администраторы и полководцы, в том числе незнатного происхождения. Это предопределило уникальность Рима и возможности его территориального роста: римские императоры не были нацелены на изъятие всего прибавочного продукта и в этом плане отличались от местных (региональных) правителей или властной элиты, так что нахождение в границах империи было населению просто экономически выгоднее. Обратной стороной абсолютизма стала зависимость от личных качеств конкретных правителей. Особенно сильно эта зависимость проявилась на поздних этапах существования империи, после раздела её на Западную и Восточную, и в значительной мере обусловила тот факт, что Восточная часть пережила Западную почти на тысячу лет.

4.4 Рыночная экономика Древнего Рима
Tags: Государство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments