Сергей Саава (saavas) wrote,
Сергей Саава
saavas

4.2. Большие циклы Древнего Египта. Первый цикл

Интересующий нас период истории Древнего Египта занимает временной промежуток от середины IV тысячелетия до н.э. до середины I тысячелетия до н.э. (3500-500 лет до н.э.). На графике ниже показано изменение показателя "уровень развития" со временем согласно имеющимся историческим данным (источник информации - "История Древнего Востока" под ред. В.И. Кузищина). Выделяются три периода подъема (эпохи Раннего/Древнего царства, Среднего царства и Нового царства), разделённые этапами упадка. В среднем подъемы длились 300-500 лет, периоды упадка – около 200. Похоже, гипотеза «больших циклов» применима и к государствам административного типа, так что за рассматриваемые три тысячелетия было три больших цикла. Переменная оси ординат "уровень развития" условна, поэтому приведу фактическую информацию, на основании которой строился график.

Развитие Египта.jpg
Итак, к середине IV тысячелетия до н. э. в Египте появились первые государственные образования. Первоначально они возникли в пределах небольших областей (номов), которые охватывали несколько поселений, объединенных вокруг городского центра, где находились резиденция вождя и святилище почитаемого здесь главного божества. Географически Египет делился на Верхний и Нижний, в Верхнем Египте насчитывалось 22 таких нома, в Нижнем Египте — 20 номов. В силу преимуществ единой ирригационной системы номы тяготели к объединению (не всегда мирным путём), что привело к созданию более крупных царств. В XXXIII веке до н.э. Египет стал единым. В списках царских династий (всего их - династий - было тридцать) первый царь Египта назван Миной. С его правления начался период, который в египетской хронологии именуется Ранним царством (XXXIII—XXIX вв. до н. э.).

С первым царём Египту повезло. Сконцентрировав в своих руках все ресурсы объединённой страны, Мина использовал их самым эффективным из всех возможных способом: построил общеегипетскую ирригационную систему, причем все существующие местные системы в номах входили в неё как составная часть. Наблюдения над разливами Нила, строительство новых дамб, магистральных и отводных каналов, отстойников и водохранилищ позволили не только получать стабильные и более щедрые урожаи зерновых на поливных землях, но и ввести в сельскохозяйственный оборот новые площади, которые прежде или заболачивались из-за излишней влаги, или, напротив, испытывали ее недостаток из-за слишком быстрого стока.
На стыке Дельты и долины был основан город Мемфис - новая столица объединенного царства, один из крупнейших городов Египта. Была построена система каналов и плотин, благодаря которой оказалась освоенной значительная территория вокруг Мемфиса. В столице был возведен храм богу Птаху.

Освоение новых земель дало мощный импульс увеличению объёмов собираемых урожаев и росту населения. Наследники Мины - фараоны следующих династий – вскоре столкнулись с проблемой поколения, кому уже не хватало земельных участков - "лишних людей". Вполне возможно, они осознавали, что бесконечное развитие ирригации не может остановить этот маховик, и начали поиск новых вариантов полезного использования людских ресурсов. В частности, стали активнее воевать с соседями. Особенно энергичную деятельность в этом направлении развил основатель IV династии Снофру (XXVIII в. до н. э., начало этапа в истории Древнего Египта, именуемого Древним царством). При нем был присоединен к Египту Синайский полуостров, где находились богатые медные рудники. Для укрепления северо-восточных границ Дельты была построена линия оборонительных сооружений под названием «стена Князя», а на Синае мощная крепость была названа «Домом Снофру».

Развивалась и ремесленная часть древнеегипетского хозяйства. Заметные успехи были сделаны в металлургии меди, обработке камня и гончарном деле. Древние египтяне получали медь в достаточном количестве, чтобы делать из нее самые разнообразные предметы, орудия труда и оружие (статуи, пластины, пилы, сверла, молоты, наконечники стрел и копий). Они овладели непростой техникой ковки и литья, могли уже соединять медные пластины при помощи твердого припоя. В гробницах того времени обнаружены целые клады медных изделий. Изобретение и повсеместное применение гончарного круга привело к сдвигам в керамическом деле, которое приобретает черты серийного, или «массового», производства, не говоря уже о разнообразии форм керамики.

Поиск способов централизованного трудоустройства населения продолжался. В целом, этот процесс тоже можно подвести под понятие «общественное благо»: предоставленные сами себе и не имеющие средств к существованию «лишние люди» создавали очевидную угрозу общественной безопасности и порядку. Поэтому, когда фараоны увлеклись не очень полезным с точки зрения экономики строительством личных гробниц, а процесс трудоустройства стал местами подозрительно похож на утилизацию, никто этому особенно не противился. Уже фараоны I династии начали строить себе особые гробницы в районе Абидоса. Это были внушительные сооружения с подземной камерой, стены которой обкладывались сырцовым кирпичом. Вместе с фараоном торжественно хоронятся его придворные и слуги. Около обнаруженной гробницы Нармера найдено 33 захоронения его слуг. Последующие фараоны строят себе более внушительные по размерам гробницы, и в последний путь их сопровождает значительно большее число служителей. Так, рядом с погребением Джера обнаружено 338 дополнительных захоронений, а невдалеке от него — еще 269 могил его придворных и вельмож. Пышность погребения становится важным признаком статуса фараона, гонка гробниц набирает обороты.

Пик погребальных расходов - пирамиды фараонов IV династии, самая известная и грандиозная из них - пирамида Хеопса (Хуфу). Предполагается, что строительство, продолжавшееся двадцать лет (время правления Хеопса), закончилось около 2540 года до н. э. По сведениям Геродота, пирамиду Хуфу строили 100 тыс. человек. Ради достройки собственной пирамиды Хуфу пришлось не только вводить принудительную отработку для простого населения, но даже экономить на содержании храмов. Передавая древнюю египетскую традицию об этом времени, греческий историк Геродот писал: «Хеопс (Хуфу) поверг Египет во всевозможные беды. Прежде всего он запер все храмы и запретил египтянам приношение жертв, потом заставил всех египтян работать на него (при строительстве своей пирамиды)». Очевидно, Хеопс совсем потерял чувство меры, и всё общество было недовольно.

Сохранились сведения о системе управления государством. Вполне естественно, что на уровне номов власть изначально строилась на принципах прямого контроля, однако для управления обширными территориями объединенного Египта потребовался бюрократический аппарат. Государственное устройство Древнего царства именуется в современных исторических исследованиях Египетской деспотией, но по сути представляет собой типичную "вертикаль власти", состоявшую из трех основных звеньев: центрального, областного (номового) и местного (на уровне поселений-общин). Во главе центрального управления стоял царь (фараон), носивший пышные титулы царя Верхнего и Нижнего Египта, воплощенного бога Гора. Фараон олицетворял своей особой мощь египетского государства и был наделен всей полнотой власти, т. е. сосредоточивал в своих руках высшую законодательную, исполнительную и судебную власть. Видимо, качество решений обладателя стольких титулов не особо впечатляло современников, поэтому система выработала полезную адаптацию - должность чати - ближайшего помощника фараона, напоминающего средневекового везира (примечательно, что эта должность сохраняется на протяжении всей истории Древнего Египта). Впрочем, должен же кто-то управлять страной, пока царь гоняет щук на рыбалке супостатов в многомесячных военных походах? Чати руководил многочисленным, построенным по принципу строгой иерархии чиновничеством, принадлежавшим к разным ведомствам: организации ирригационного земледелия, наблюдения за скотом, ремесленниками, военного дела, налоговых поступлений и повинностей, проведения строительства, судебных дел.
Номовый аппарат управления копировал центральные органы и также делился на подразделения и ранги, но уже областного значения. Как правило, номовое управление возглавлялось номархами, представителями древней аристократии, власть которой передавалась от отца к сыну, образующих своего рода номовые династии. Насколько можно судить по источникам, могущественные фараоны Древнего царства подчинили своей власти местные династии номархов, хотя были вынуждены зачастую оставлять их во главе номов, что подготавливало на будущее возможность возрождения номового сепаратизма.
В то же время оставались дееспособными органы местного самоуправления. В ряде надписей встречаются термины «джаджат» и «кенбет», которые обозначают скорее всего советы, управляющие жизнью общин. Они наблюдали за местной оросительной сетью, вершили суд, особенно в области семейного права, в частности в делах о наследствах. Постепенно общинные советы были подчинены вышестоящим властям, а их члены превратились в низших чиновников.

Для нас представляет интерес система финансирования государственных расходов. Судя по всему, большая часть новых земель, введённых в оборот благодаря ирригационным работам (а может, и все новые площади) оставалась в распоряжении фараона, образуя своего рода государственную собственность. Часть этой земли впоследствии передавалась в распоряжение храмов и высокопоставленных государственных чиновников в качестве жалования, оставшаяся у фараона обрабатывалась работниками, привлеченными либо на постоянной основе, либо временно - в виде обязательной трудовой повинности для населения. Лучше всего сохранились свидетельства организации хозяйства на уровне государственных чиновников: об этом рассказывают многочисленные рельефы и росписи, покрывающие внутренние стены раскопанных гробниц вельмож.

Согласно этим, а также другим источникам (биографии вельмож), основными были крупные хозяйства трех типов: царские, храмовые и вельможные. Хозяйство вельможи состояло из двух частей: перешедшей по завещанию или купленной земли, которая обозначалась как «дом отца» и была собственностью, и земли, полученной за службу, которая считалась лишь условным владением. Эта юридическая разница была номинальной, поскольку должности, как правило, передавались по наследству, так же как и родительская земля (имущество).
Судя по упомянутым изображениям, хозяйство египетского вельможи было очень крупным, хотя его точные размеры нам неизвестны. Оно состояло из резиденции-дворца вельможи, окруженной поселениями земледельцев и домами ремесленников. На полях господина трудились многочисленные работники, объединенные в своего рода рабочие отряды. Они получали из господской усадьбы посевное зерно, тягловый скот, сельскохозяйственный инвентарь. Работали они под наблюдением надсмотрщиков, вооруженных палками, учетчики и писцы вели тщательную опись урожая. В особых мастерских на тех же основаниях работали ремесленники, продукция которых поступала на склады господина.
Основные работники вельможного хозяйства скорее всего не имели ни собственной земли, ни орудий труда и, естественно, не могли распоряжаться собранным урожаем или изготовленными изделиями. Как показывают изображения, они получали свое довольствие (продукты питания, одежду и ремесленные изделия) из общего склада. Тем не менее вряд ли они были рабами, так как имели свою семью, некоторое личное имущество. В письменных текстах их называют «мерет» или «хемуу», в то время как собственно рабов обозначали термином «бак».
По документам, найденным в архиве храма фараона Нефериркара (V династия) и касающимся инвентаризации имущества, штатного расписания, выдач продуктов и вещей, можно сделать вывод, что организация царского и храмового хозяйства была такой же, как в вельможных имениях, хотя, возможно, роль рабского труда в них была выше (ведь большая часть пленников оседала в царских и храмовых хозяйствах). Тем не менее, рабы не были основной целью военных действий: тот же Снофру после одного из походов в Нубию взял в плен 7 тыс. нубийцев и увел в Египет 200 тыс. голов скота. Судя по всему, скот он считал куда более ценной добычей.

Источником дохода фараонов была не только эксплуатация государственной земли. Хозяйства вельмож и храмов облагались налогами, а их работники отрабатывали многочисленные повинности (строительство пирамид, дорог, перевозка тяжестей, погрузка судов и др.) в пользу центральной власти. За особые заслуги фараоны могли освобождать отдельных вельмож и храмы от налогов и повинностей, даруя им так называемые иммунитетные грамоты. Так, в грамоте фараона Пиопи II (VI династия) говорилось: «Мое величество не допускает, чтобы какой-либо человек храма Мина Коптосского в Коптосском номе производил переноски и рытье или какую-либо работу, производимую в этом Верхнем Египте». Однако подобных грамот было немного, большая часть хозяйств облагалась многочисленными налогами и повинностями.

Наряду с крупными хозяйствами царя, храмов, вельмож в Египте Древнего царства существовали территориальные, или соседские, общины. Земли их обрабатывали общинники, которые обозначались термином «царские люди», платили многочисленные подати в царскую казну и исполняли различные повинности. Работники царских, храмовых и вельможных земель (мерет или хемуу) и члены египетских общин (нисутиу или хентиуше), включая сюда и ремесленников, составляли две основные прослойки египетского общества.
Рабы «бак» составляли особую прослойку египетского общества. Судя по документам, рабов продавали и покупали. Рынки рабов пополнялись за счет продажи военнопленных, но, вероятно, основной причиной появления рабства была незавидная судьба «лишних людей», согласных на любые условия работы, лишь бы не умереть с голоду. В условиях прекращения земельной экспансии появление подобной «избыточной» части населения был неизбежно. Имеющиеся рабы использовались практически на тех же работах, что и отряды подневольных работников. Резкой грани между работниками вельможных и царских хозяйств, работающими под палкой надзирателя, и собственно рабами еще не было.

Органической частью государственного аппарата была армия. Она комплектовалась по царскому набору из свободных египтян и состояла из отрядов пехоты, вооруженной луками, стрелами, копьями и короткими мечами. Судя по всему, армия была одним из вариантов поглощения избыточного населения и набиралась на постоянной основе по профессиональному принципу. По данным биографических надписей вельмож, в армии находились также какие-то отряды наемников, набираемые из чужеземцев. Для защиты северных и южных границ строились крепости, в которых размещались постоянные гарнизоны.

Стремясь укрепить пошатнувшуюся экономику страны, фараоны V династии (XXVI— XXV вв. до н. э.) отказываются от строительства огромных пирамид (их пирамиды — достаточно скромные постройки по сравнению с IV династией). Они привлекают в центральный аппарат представителей местной и служилой знати, открывая дорогу вверх более широким кругам аристократии, укрепляют общее положение египетской знати. Эти меры, несколько успокоившие страну, обеспечили успехи внешней политики V династии и дальнейшее расширение влияния Египта за его рубежами. На юге египетские отряды доходят до третьего порога Нила. На рельефах заупокойного храма фараона Сахура в Абусире изображены корабли, прибывшие из Финикии, а одна из богинь записывает число пленников и голов скота, захваченных у ливийских племен в стране Техену.
При VI династии (XXV—XXIII вв. до н. э.) продолжается процесс укрепления номовой и служилой знати. Многие ее представители добиваются от фараонов иммунитетных грамот, по которым их владельцы освобождаются от налогов и повинностей в пользу центральной власти. Внешним выражением силы местной аристократии являются их гробницы. Если ранее номархи стремились строить усыпальницы рядом с пирамидой своего повелителя, то теперь они строят их в своем номе. В то время как пирамиды фараонов превращаются в скромные постройки, не идущие в какое-либо сравнение с грандиозными сооружениями IV династии, гробницы номархов из поколения в поколение становятся все более роскошными (похоже, запущенный в обществе маховик тщеславия не так просто остановить). Центр тяжести непроизводительных расходов перемещается на уровень номов, так что их суммарная величина только возрастает. Экономическое и политическое могущество центрального правительства падает, так же как и внешнеполитическое влияние Египта.
После прекращения VI династии (середина XXIII в. до н. э.) власть мемфисских царей становится номинальной. Страна распадается на множество самостоятельных княжеств, состоящих из одного или нескольких номов. Эпоха Древнего царства завершается. Начинается период упадка и раздробленности Египта, так называемый I переходный период истории Древнего Египта (середина XXIII - середина XXI в. до н. э.)

Распад централизованного государства на полусамостоятельные, враждующие между собой номы привел к упадку общеегипетской ирригационной сети, кризису экономики и прежде всего сельского хозяйства. Как ни старались отдельные предприимчивые номархи преодолеть экономическую разруху, голод, упадок строительства, о чем они сообщают в своих надписях, ограниченных средств небольших номов явно не хватало для выхода из тупика. Хозяйственная разруха и голод вызывали недовольство народных масс, которое прорывалось в протестах и даже открытых восстаниях беднейшей части египетского населения. Первый цикл развития Древнего Египта завершился.

Что послужило причиной цикличности развития Древнеегипетского государства? Как только общество начинает производить излишек продовольствия, начинается рост населения. В эпоху Древнего царства прирост рабочей силы был задействован благодаря созданию государственного сектора экономики, который направил трудовые ресурсы на дальнейшее развитие производительных возможностей общества. Для сельскохозяйственной экономики того времени это означало строительство централизованной системы ирригации и расширение посевных площадей. Однако образующаяся положительная обратная связь ставит проблему избыточной рабочей силы вновь и вновь. Постепенно этот избыток начинает поглощаться непроизводительными (паразитическими) расходами: строительством помпезных сооружений, несущих исключительно символическое значение (дворцы и гробницы), разрастанием бюрократической верхушки и её аппетитов. Важной частью системы власти становятся храмы – убежденность простых людей в том, что фараон – сын бога, помогает удерживать их в повиновении. Жрецы получают взамен щедрую долю в государственном бюджете.

Постепенно ресурсы общества исчерпываются, и прирост населения должен прекратиться. В этот момент критическое значение начинает играть сложившийся уровень материального неравенства. Даже если суммарная численность населения стабилизировалась, из-за неоднородности доходов беднейшие слои общества окажутся за гранью выживания и будут быстро вымирать, тогда как богатые продолжат рост. По канонам развития всех обществ беднейшей оказывается именно трудящаяся, производящая часть населения, а богатейшей – паразитирующая. В результате производство продолжит падение, вилка между уменьшающимся пирогом общественного богатства и растущим числом претендентов обострит противоречия внутри верхушки. Система неизбежно проскочит точку равновесия и пойдёт к краху.

Можно предложить более формализованное описание. Представим, что общество состоит из двух частей: сберегающей (производящей больше, чем потребляющей) и паразитической (обратное соотношение). Разумно предположить, что скорость роста паразитической части пропорциональна накопленному в обществе богатству. Тогда в точке, где прирост сберегающей части прекращается (её производная равна нулю, эта точка соответствует максимуму накопленного богатства), производная паразитирующей части максимальна. Такой сдвиг по фазе характерен для осциллирующих (колебательных) систем.

Ко всему в Египте Древнего царства сложился крайне расточительный способ демонстрации благосостояния: пышные захоронения. Сложно поддерживать уровень жизни в обществе, где каждое поколение всё своё богатство забирает в могилу. Более 500 лет развития закономерно сменились двумя столетиями упадка.

4.3. Большие циклы Древнего Египта. Второй и третий циклы
Tags: Государство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments