Сергей Саава (saavas) wrote,
Сергей Саава
saavas

Эффективность управления госпредприятиями. Часть 2, Почта России.

Pochta_Rossii


Описание ситуации
Развитие "Почты России" напоминает РЖД - в 2002 году Правительство России одобрило Концепцию реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, в соответствии с которой все существующие организации федеральной почтовой связи были объединены в федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП). На данный момент мы имеем 10 лет реформ и 10 годовых отчетов Почты России - с 2004 по 2013 год. Но при близком рассмотрении обнаруживается, что Почта России и РЖД не очень-то и похожи.
Во-первых, за эти 10 лет у Почты России сменилось 4 гендиректора + 2 И.О., так что здесь скорее можно говорить о кадровой чехарде. Причины столь частой смены руководства годовые отчеты, понятное дело, не раскрывают, но в директорах побывали люди известные и вроде бы заслуженные: Андрей Казьмин (до этого более 10 лет воглавлявший Сбербанк), Александр Киселев (пришедший из Связьинвеста и имевший опыт работы в DHL). Сейчас гендиректором Почты России работает Дмитрий Страшнов, до этого возглавлявший Tele 2, а ранее - подразделение Philips в России. Кроме того, Дмитрий Страшнов получил степень MBA в бизнес-школе INSEAD (Франция).
Во-вторых, сфера деятельности у Почты России шире: помимо услуг почтовой связи ФГУП предлагает финансовые услуги (денежные переводы, доставку пенсии, прием оплаты в пользу юр. лиц) и занимается розничной торговлей. Тарифному регулированию подчинены только услуги почтовой связи (и то не все), так что возможностей для ценового маневра у Почты России больше. С другой стороны, рынок не настолько монополизирован, как с железнодорожными перевозками - в России на рынке почтовых услуг работают как крупные международные игроки (UPS, FedEx, DHL и TNT), так и местные службы перевозок и курьерской доставки. Про другие сегменты (финансовых услуг и розничной торговли) даже пояснять ничего не нужно. В этом отношении Почта России работает практически в условиях рынка и тарифное регулирование не является определяющим моментом в оценке условий работы предприятия.
В-третьих, само предприятие гораздо стабильнее в организационном плане - если у РЖД вследствие реформ постоянно меняется набор "дочек" (
из грузоперевозок выделилась "вагонная" составляющая, пассажирские перевозки выделены в Федеральную Пассажирскую кампанию и региональные компании пригородного сообщения, плюс РЖД регулярно покупает и продает доли в дочерних компаниях), так что сложно сопоставлять финансовые результаты из-за разной базы, то с Почтой России все проще. Основной костяк организации был сформирован в 2004 году, в 2005 к ФГУП присоединились Московский и Питерский Почтамты, последней была Почта Татарстана в 2009 году. Поэтому в качестве отправной точки я буду использовать данные за 2004 и 2005 год, в качестве итоговой - 2013.
Итоги в целом
Тарифная политика.
На сайте Росстата есть данные по стоимости пересылки простого письма внутри России, массой до 20 г. Согласно этим данным, с 2004 по 2012 год тариф вырос в 2,6 раза. За тот же промежуток времени потребительские цены в России выросли в 2,29 раз, т.е. тарифы на услуги почты опережали инфляцию в 1,13 раза. По сравнению с РЖД, где тарифы росли с опережением в 1,39 раза, условия все-таки намного ближе к рынку, "почти в рынке".
Основные показатели.
В 2005 году, после завершения основных присоединений, численность работников Почты Росии была в районе 370 тысяч. В 2013 году в отчетности указана цифра 348.626 сотрудников - примерно на 5 процентов меньше. С учетом того, что на 2004 год было "более 40.000" отделений связи, а в 2013 - 42.000, можем считать, что число отделений почтовой связи (ОПС) неизменно, значит сокращение сотрудников не было связано с сокращением отделений. Объем пересылки писем с 2004 по 2013 год вырос примерно в 1,3 раза - с 1230 млн до 1600 млн, но подписка упала вдвое - с 3000 млн до 1500 млн. экземпляров - так что совокупный объем работы по доставке корреспонденции уменьшился примерно на 30%. Посылок стало больше в 4 раза - с 13,1 млн до 54 млн, количество денежных переводов не изменилось - было 73,8 млн, стало 75,4 млн. Число принятых платежей (имеется ввиду оплата в пользу юр. лиц, в том числе коммунальные платежи, штрафы ГИБДД и т.д.) увеличилось с 20 млн. до 561 млн. Здесь мы наблюдаем очевидный рост - услуга появилась "с нуля" и стала востребована. Также отчетность рапортует об автопарке в 17.000 единиц в 2004 году и в 17.357 единиц в 2013 - автопарк только обновлялся, прироста не было, и о снижении числа вагонов с 1300 до 848 (причины непонятны).
Выручка предприятия (нетто) выросла с 44.060 млн руб. в 2005 году до 133.100 млн. руб. в 2013, т.е. в 3 раза. Если учесть, что рост регулируемых тарифов за этот срок был в 2,6 раза, имеем 15% "чистого" прироста. Причин для этого может быть две: опережающий рост тарифов на нерегулируемые услуги или увеличение продаж в натуральном выражении. В последнем случае можно говорить о росте производительности труда (максимально на 20% за этот промежуток времени - 15% "чистый" прирост выручки и 5% - снижение числа работников). Тем не менее, выручка в пересчете на одного работника в месяц составила в 2013 году 31.815 руб. - сумма откровенно низкая.
Средняя зарплата по предприятию увеличилась с 4.705 рублей в 2005 году до 16.689 рублей в 2013 - как и следовало ожидать, оплата труда на Почте России более чем скромная. Относительный рост зарплаты за 2005-2013 годы составил 3,5 раза, что выше индекса инфляции в 1,36 раза (безусловный плюс).
Для дальнейших выводов я подготовил выдержку из отчетов о финансовых результатов за 2004, 05 и 13 годы:
Отчет о фин рез Почта России
Представление данных за 2004 год несколько отличается от последующих, тем не менее здесь есть несколько знаковых цифр, поэтому я его привожу тоже. Из таблицы видно, что основную долю выручки составляла и составляет выручка от услуг почтовой связи. Выручка от торговой деятельности была убыточной в 2005 году и осталась убыточной в 2013. Самой прибыльной была и остается деятельность по денежному посредничеству, но ее доля в общем объеме выручки незначительна.
Почта России была прибыльна в 2004 году, в 2005 году прибыль до налогообложения уменьшилась практически в 4 раза, далее компания много лет была убыточной. В 2013 году компания также показала убыток. При этом Почта России традиционно получает дотации из бюджета, но обычно предпочитает скромно умалчивать об этом в годовых отчетах. Информация о размерах финансирования из бюджета за 04-05 годы, тем не менее, оказалась доступна (см. последнюю строку таблицы), из чего можно оценить ее размер примерно в половину строки "Прочие доходы". За годы реформ финансирование выросло со 126 млн. руб. в 2004 году до примерно 3,5-4 млрд. руб. в 2013. Косвенно это подтверждают другие источники, например, в Википедии мы видим: "В 2008 году... предприятием были получены субсидии на покрытие убытков и компенсацию расходов в размере 3,6 млрд руб."
Подводя итог анализа финансовых показателей Почты России, можно констатировать, что хотя данное предприятие и не стало, подобно РЖД, очередной бюджетной "дырой", никаких особенных успехов оно не достигло - скорее даже наоборот.
Детали.
Возможно, дело в стагнирующем рынке? Мы видим падение тиражей подписки, люди очевидно стали меньше писать бумажных писем, предпочитая электронные. Тем не менее доля почтовых услуг в выручке Почты России достаточно стабильна и даже немного растет: с 34% в 2005 году до 39% в 2013 (эти цифры отличаются от указанных в отчетах о прибылях и убытках, приведенных выше - в отчетах к почтовым относятся также услуги пересылки посылок). На деле подписка для компании убыточна (об этом упоминается в годовых отчетах), так что ее падение даже плюс для компании. В любом случае основной доход в этом разделе (около 60%) предприятие получает от письменной корреспонденции, а этот рынок достаточно стабилен (но вследствие тарифного регулирования не особо доходен, скорее даже убыточен).
Посылки в натуральном выражении показали рост в 4 раза, отчасти это следствие изменений почтовых правил - часть отправлений, которая ранее относилась к бандеролям, перешла в категорию посылок. Поэтому предприятие показало резкий скачок в 2005 году - с 13 до 24 млн. посылок, но даже с учетом этого мы видим более чем двукратный рост с 2005 по 2013 годы (напомню, в 2013 году было 54 млн.). В денежном выражении рост составил от 2,01 млрд. руб. в 2005 году до 17 млрд. в 2013 - весьма впечатляющие цифры! Очевидно, что этот сегмент рынка является наиболее быстрорастущим, что связано в первую очередь с ростом объемов интернет-торговли. Однако можно найти и такую информацию: "...за последние три года «Почта России» потеряла 40% рынка доставки отправлений от e-commerce, и сегодня на ее долю приходится меньше 50% доставок внутри России" (исследование датировано 2012 годом). Причины? Забейте в поисковике "почта россии потеряла посылки" или "почта россии отзывы" - увидите бесчисленное количество примеров просто безобразного отношения сотрудников этой компании к посылкам и к клиентам. В то же время в каждом годовом отчете есть раздел, посвященный политике в области качества. Основной документ, регламентирующий стандарты клиентского сервиса, был принят еще в 2005 году, Тогда же Почта России приступила к реализации программы разработки и внедрения системы менеджмента качества, которая должна была обеспечить требуемое качество услуг. В отчете за 2013 год в разделе "Повышение качества услуг" мы видим таблицу "Выполнение контрольных сроков пересылки", где напротив "Простая письменная корреспонденция межобластного потока" за первый квартал 2013 года стоит цифра 47,1%! Больше половины отправлений приходят с опозданием, и это спустя 8 лет после принятия программы! Стоило только проблему "качества" начать измерять, тут же выяснились истинные масштабы проблемы. Кстати, о второй проблеме - потере посылок, их повреждении или воровстве ни один из просмотренных мной отчетов не упоминает.
Розничная торговля - как была убыточной в 2004 году, так и осталась. Ну не понимаете вы ничего в торговле - или наймите того, кто понимает, или не занимайтесь! Почему бюджет, т.е. мы с вами, должны из своего кармана покрывать чью-то некомпетентность?
Финансовые услуги. Почта России - единственная организация РФ, легально предоставляющая банковские услуги без банковской лицензии. Как следствие, она не подчиняется нормативам ЦБ в плане, например, обустройства кассовых помещений или перевозки денежных средств, на чем может неплохо сэкономить. Но там, где коммерческие банки зарабатывают, ФГУП Почта России едва сводит концы с концами. Да, тарифы, например, на прием коммунальных платежей у ФГУП ниже, по-моему, чуть ли не вдвое относительно Сбербанка. Но в том же Сбербанке в дни оплаты всегда очередь. Значит, услуга востребована и спрос превышает предложение. Какой смысл держать низкие проценты и платить зарплату ниже рыночной?
Напоследок личные впечатления после посещения ближайшего почтового отделения. Вот выдержка из одного из отзывов о работе "Почты России" (по поводу очередей): Вся проблема в том, что почта России плохо финансируется. Сотрудникам для работы даже не могут нормальные компьютеры поставить (вечно тормозят и подвисают).
Не знаю как в других, а в нашем отделении оборудован целый компьютерный класс: я насчитал 10 компьютеров, стоящих в клиентском зале - все работают, ни одного посетителя (причем непонятно, был ли когда-нибудь хоть один). Возможно, это результат федеральной программы "Электронная Россия" (ФГУП принимал в ней участие), возможно, это оборудование Почта России поставила сама в рамках своего проекта "кибер-почта", но это - однозначно ВЫБРОШЕННЫЕ деньги.
И второе - будь это помещение у меня в аренде, я бы обошелся вдвое меньшей площадью (и уверен - любой, кто арендовал площади, со мной согласится). Почта России тем временем "грузит" местные администрации: "В Тамбовской области осуществляется реорганизация структуры почтовой связи с использованием новых информационных технологий, затраты областного бюджета на создание которой составят 163 млн рублей до 2010 года. В Нижегородской области выполняется программа реконструкции муниципальных помещений сельских отделений почтовой связи, которая предусматривает ремонт помещений за счет средств администрации...." (из годового отчета за 2005 год).
Вывод
Управление ФГУП "Почта России" нельзя признать эффективным, хотя в целом здесь ситуация лучше, чем в РЖД.
Tags: Эффективное управление
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments